Балтийский Варяг

«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель - сдаче врагам трудящихся»

Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.

Щука

Первой подводной лодкой, спроектированной и построенной в Советском Союзе, стала ПЛ «Декабрист» (тип «Д»). Она была заложена на Балтийском заводе в Ленинграде 5 марта 1927 г. Затем появилась II серия субмарин – «Л» («Ленинец»). А 5 февраля 1930 г. там же, на Балтийском заводе, началось строительство сразу трех лодок III серии – «Щук» (тип «Щ»).

«Щука» изначально разрабатывалась для действий в прибрежных районах Балтийского моря и Финского залива с небольшими глубинами, узкими проходами, шхерами. Проект реализовывался на основе передовых для того времени технических решений и учитывал опыт Первой мировой войны. «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении», – заявил Начальник военно-морских сил Красной Армии Р.А.Муклевич, и его слова оказались пророческими.

«Щука» получилась достаточно быстрой, маневренной, живучей и недорогой в производстве. Главное ее вооружение – шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм и десять торпед. Кроме того, на субмарине устанавливались два (на III серии – одно) орудия калибра 45 мм. Несколько раз «Щука» модернизировалась и дорабатывалась (серии V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис), благодаря чему их серийное производство продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. Она стала наиболее многочисленной подлодкой среднего водоизмещения военного периода и несла службу до конца 1950-х годов.

Лодки типа «Щ» служили на четырех флотах. Первоначально каждая подлодка имела свое индивидуальное «рыбье» имя, но с 1934 г. всем им присваивались трехзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту: «Щ-1xx» — Тихоокеанский флот; «Щ-2xx» — Черноморский флот; «Щ-3xx» — Балтийский флот; «Щ-4xx» — Северный флот.

Особенно прославились «Щуки» в годы Великой Отечественной войны. Они потопили 33 транспорта, танкера и вспомогательных судна, 11 шхун, три мотобота, две немецкие БДБ (быстроходные десантные баржи), подводную лодку и сторожевой корабль. Еще семь судов получили повреждения. Шесть экипажей подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, одиннадцать были награждены орденом Красного Знамени. Восемь командиров ПЛ получили звание Героя Советского Союза.

«Щ-408» принадлежала к последней серии «Щук» – Х-бис. Она была заложена в Ленинграде 23 апреля 1939 г. однако к началу Великой Отечественной войны еще не была достроена.

«Щ-408» вступила в строй 10 сентября 1941 г. и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).

26 сентября при переходе из Кронштадта в Ленинград субмарина получила серьезные повреждения в результате столкновения с другим кораблем. Командир ПЛ был снят с должности, а лодка встала на ремонт.

24 октября 1941 г. капитан-лейтенант П.С.Кузьмин стал командиром подводной лодки «Щ-408».

В годовщину начала войны, 22 июня 1942 г., в ПЛ попали два немецких снаряда. Подлодка получила пробоины ниже ватерлинии и села кормой на грунт. После окончания ремонта, в ночь на 16 октября 1942 г. субмарина перешла из Ленинграда в Кронштадт, где 25 октября вновь пострадала во время артиллерийского обстрела. Пять членов экипажа получили ранения.

До января 1943 г. лодка проходила аварийный ремонт на Кронштадском морском заводе.

Наконец, к 15 апреля ПЛ была полностью готова к боевому походу. «Первая группа советских подводных лодок, которой предстояло действовать в Балтийском море, составилась из трех кораблей: «Щ-303», «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта Кузьмина и «Щ-406» под командованием капитана 3 ранга Осипова. Выход этой группы в море планировался на середину апреля 1943 года. Возвращение намечалось на конец июля... Неожиданно срок выхода подводных лодок в море пришлось перенести, потому что в апреле вражеская авиация участила налеты на Кронштадтскую военно-морскую базу и при этом сбросила магнитные мины на створе кронштадтских маяков. Возникла необходимость произвести траление фарватеров; оно затянулось до 7 мая», – вспоминал командир «Щ-303» Герой Советского Союза И.В. Травкин.

7 мая 1943 г. в 22.30 «Щ-408» вышла в боевой поход и в родную базу уже не вернулась.

Фотографии

Подводные лодки