Балтийский Варяг

«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель - сдаче врагам трудящихся»

Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.

Подводная лодка Щ-303

Щ-303 Подводная лодка "Щ-303". Предположительно 1942г.


«Щ-303» – одна из самых прославленных лодок Балтийского флота времен Великой Отечественной войны. Вступила в строй в 1933 г. Первым командиром субмарины стал А.В.Витковский, а в 1940-м на эту должность был назначен И.В.Травкин.

В 1938-1939 гг. командиром БЧ-I на «Щ-303» служил П.С.Кузьмин.

В кампании 1941 г. субмарина не участвовала – завершала капитальный ремонт на Адмиралтейском заводе. В первый боевой поход вышла в июле 1942-го. Затем был еще один поход, в октябре-ноябре. По итогам года, за успешные атаки на немецкие транспорты и корабли охранения, экипаж ПЛ был удостоен звания гвардейского.

Военную кампанию 1943 г. «Щ-303» начала первой. Она вышла из Кронштадта 6 мая, преодолела Гогландский рубеж, добралась до Нарген-Порккалаудского заграждения, но преодолеть его не смогла и несколько раз ложилась на дно из-за близости кораблей противника.

В условиях светлых ночей лодке долго не удавалось подняться на поверхность, чтобы отправить донесение в штаб и зарядить аккумуляторы. Из-за необходимости экономить электроэнергию камбуз почти перестал работать, подводники остались без горячей пищи и чая. Суп готовился из соленой морской воды. Запас патронов регенерации воздуха и кислородных баллонов подходил к концу, и экипаж страдал от удушья.

21 мая старшина трюмных машинистов Борис Галкин совершил переход на сторону врага. Оставшись один на центральном посту, он задраил переборочные двери, а затем подал в цистерны воздух высокого давления. Субмарина быстро всплыла на виду у вражеских противолодочных кораблей. Галкин выбрался на палубу и начал размахивать наволочкой, как белым флагом. К счастью, двери удалось отдраить, и Травкин скомандовал срочное погружение.

Галкин выжил, его подобрали из воды противолодочные катера. И тут же начали сбрасывать бомбы. Лишь чудом подводной лодке удалось спастись. Она была повреждена, но сохранила плавучесть. Лишь чудом подводной лодке удалось спастись.

В течение нескольких суток экипаж проводил ремонт и постепенно восстанавливал энергозапас, но о форсировании Нарген-Порккалаудского рубежа уже не могло быть и речи. С разрешения командования «Щ-303» вернулась к острову Лавенсаари, а затем – в Кронштадт. Больше в 1943 г. она в море не выходила.

В конце 44-го – начале 45-го годов «щука» совершила еще два боевых похода под командованием нового командира - капитан-лейтенанта Е.А. Игнатьева, но значительных успехов не добилась. Сказывалась техническая изношенность и потребность в продолжительном ремонте. В сентябре 1945-го «Щ-303» была выведена из боевого состава флота. До 1954 г. служила в качестве учебной подлодки.

Фотографии

Подводные лодки