Балтийский Варяг

«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель - сдаче врагам трудящихся»

Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.

Документы: Подводная лодка "Щ-408"


← К списку
Немецкий отчет о преследовании и потоплении Щ-408. Приложение 6 к КТВ 24 флотилии БДБ, 22 мая 1343г.

Приложение 6 к ЖБД флотилии

Заключение командира флотилии.

 

Проведение борьбы с вражеской ПЛ командиром I сторожевой группы, лейтенантом ц.З. Буком, проходило с удалью и осторожностью, с тактически правильными соображениями. Сюда же следует добавить выдающуюся совместную работу с финским самолетом.

Экипажи БДБ, впервые вышедшие на такое задание, показали себя хорошо и выказали выдающуюся смелость и умения.

Уничтожение этой ПЛ можно с уверенностью считать состоявшимся.


Подпись

Корветтен-капитан

24 дес. флотилия                                                                                         На борту, 23 мая 1943

1 группа

 

Отчет о бое.

Пятница, 21 мая 1943

В точке примерно 59.48,5 – 25.55 в 15.00 была замечена на восточном курсе финская машина, постоянно летавшая над морем по кругу, все время над определенным местом на воде. Погода в 15.00: ветер СВ 1 балл, волнение 0, небо безоблачное. В 15.20 самолет пролетел над группой. Вскоре после этого, в 15.35, самолет сбросил сообщение на F.188, которое говорило о том, что в квадрате 117 А 77 есть свежее масляное пятно. Направились в квадрат с удвоенной скоростью. Самолет тоже полетел назад в квадрат и сбросил на месте одну бомбу. Еще до прибытия в нужный квадрат курс был взят на самолет, так как он вновь летал над поверхностью воды на бреющем. После прибытия на указанное место в 16.16 F.189 и F.191 остались сзади, имея приказ там ждать и слушать. F.188, после того, как самолет пролетел у нее перед форштевнем в 10 м, указывая место, приступила к сбросу бомб. Было сброшено 2 WBF. F.188 после взрывов немедленно повернула на обратный курс и остановила машины для прослушивания. Но шумов услышано не было. F.188 затем снова дала ход, а самолет вторично указал место пикированием к воде и выстреливанием красной ракеты, F.188 немедленно в 16.21 прошла данный пункт. В этом месте было сброшено 3 ГБ. Одновременно к сбросу бомб приступили F.189 и F.191, которым место также указывал самолет. После вторичного захода F.188, в 16.28 вслед за новым пролетом самолета и вторичным выстрелом красной ракеты перед форштевнем F.188, были сброшены обе последние WBF. F.188 на скорости 2 х АК покинула опасный район. Атаку продолжали F.189 и F.191, с постоянной помощью самолета. Затем самолет улетел в северном направлении. Атака была прекращена. Место событий было отмечено поднимающимися воздушными пузырями и выходящим на поверхность маслом, а также обозначено буем минной опасности. Расход глубинных бомб был такой: F.188 – 7 WBF, F.189 – 6 WBF, F.191 – 3 WBF. Установка глубины была 75 м, глубина моря 71 м (?? – видимо, ошибка?), скорость сброса 2 х АК (11 узлов). Корабли оставались с остановленными машинами на месте событий и временами подтягивались из большого дрейфа. Все это время наблюдалось большое масляное пятно, по которому можно было точно определить место, где поднималось масло. Это место было обозначено вторым буем минной опасности. Одновременно снова в виду БДБ появился финский самолет, пролетел над группой по кругу и, спикировав к месту, обозначенному вторым буем, полетел на СВ. Командир группы двинулся туда на F.191 и приступил в 21.30 к новой атаке 4-я WBF, сброшенными с интервалом 4 сек по обоим бортам, на указанном месте. После взрывов эстафету приняла F.189, сбросившая на указанном месте последнюю WBF. После их захода долгое время наблюдалось сильное выделение воздухи и масла, а также сильный запах масла. Выставленный ранее буй минной опасности из-за взрывов утонул и с наступлением темноты был заменен новым на том же месте. Расход ГБ: F.189 – 1 WBF, F.191 – 4 WBF, установка глубины 75 м, глубина воды 71 м, скорость сброса 2 х АК (11 уз.). Общий расход: 21 WBF. Корабли затем оставались на позиции и наблюдали за местом событий. Были опущены акустические аппараты. Был слышен шум помпы. Позиция: 59.49,5 – 26.12.

Суббота, 22 мая 1943

Утром в 01.49 в квадрате 117 А 58 ПЛ, с которой вчера велась борьба, была замечена на поверхности на удалении 7 гектометров. Она находилась на месте, отмеченном нами. После немедленно объявленной тревоги и разрешения на открытие огня ПЛ была обстреляна сначала с F.188. F.189 и F.191 открыли огонь немного позже. Стрельба велась из 7,5-см орудия и 2-см зениток. F.188 находилась на ССВ, ПЛ всплыла на 4 десятых по правому борту. Погода на 02.00: ветер СВ 2 балла, волнение 1 балл, на небе отдельные облака, видимость 5 миль, утренние сумерки. Первые залпы 7,5-см орудия с F.188 легли в 20-10 м от носа ПЛ. Следующие легли накрытием. Однозначно наблюдались одно прямое попадание на середине длины кормовой части в накладной танк и одно прямое попадание в корпус лодки за рубкой, при этом упала прислуга вражеского 3,7-см орудия и был виден небольшой взрыв с появлением дыма. Плюс к тому наблюдалось попадание на четверть длины позади рубки в накладной танк в район ватерлинии. После этого лодка заметно потеряла скорость и начала медленно оседать кормой. При этом наблюдалось еще одно попадание в заднюю оконечность рубки, там, где начиналась уже полностью погрузившаяся кормовая часть. Другие попадания тоже скорее всего были, так как все всплески ложились вблизи корпуса лодки. Плюс к тому ясно наблюдались два попадания 7,5-мм снарядов в кормовую часть с F.189. В это же время 2-см зенитные пулеметы стреляли по лодке короткими очередями. Каждая очередь ложилась очень хорошо и видно было, как падает прислуга вражеской артиллерии, постоянно сменяемая. Внезапно мы увидели позади лодки темный предмет. Ему мы уделить внимания, однако, не смогли, так как на максимальной скорости сближались для возможного проведения попытки абордажа. ПЛ остановилась на месте и в таком положении погрузилась в 02.00. Край носовой части торчал из воды еще около 1 мин. и незадолго до нашего прибытия на место погружения ушел на глубину. Всплески тяжелой артиллерии, калибра примерно 10,5-см ложились около F.188, примерно в 50-200 м недолетом или перелетом. Было лишь одно попадание из 3,7-см зенитки в надстройку на носу F.188. Остальные снаряды 3,7-см зенитки уходили в высоту над F.188 на 20-50 см. На месте гибели ПЛ мы остановились и наблюдали очень сильное выделение воздуха и масла. Также были видны два свежих обломка дерева квадратной формы длиной около 1 м. С F.191 был поставлен буй. Сильное течение и сумерки привели к тому, что буй оказался примерно в 600 м на 310 град. от места гибели. Корабли встали треугольником и опустили акустические приборы. Но шумов слышно не было. В 04.15 пришел вызов от финского минзага, подошедшего с СВ, с вопросом: "Что случилось?" F.188 отошла к минзагу, приблизившись на расстояние слышимости и рассказала об инциденте. Так же было сообщено приблизительное место гибели, так как финский командир сообщил, что имеет на борту гидролокатор. F.188 направилась вместе с минзагом к месту гибели и приказала F.189 и F.191 отойти назад, чтобы минзаг произвел точную локацию. После двух заходов с ГБ в совершенно неправильном месте, по меньшей мере в 10 гм, F.188 в 04.50 пришла прямо на место погружения, отмеченное широким масляным пятном, и установила там сильное пузырение воздухом и подъем масла, что говорило о том, что ПЛ все еще находится на том же месте. После этого F.188 отошла к минзагу и привела его на место погружения лодки. Затем минзаг провел новые бомбовые заходы и обозначил место красным сетевым буем, так как на наших кораблях буев уже не было. Затем мы стояли около места погружения тут и там и проводили выслушивание.

В 10.30 – 10.35 воздушный налет 7 самолетов. Обстрел из бортового оружия. Потерь не зафиксировано. Самолеты улетели на восток.

Воскресение, 23 мая 1943

            В квадрате 117 А 58 стояли и слушали. В 00.20 на месте погружения внезапно наблюдался долго державшийся, продолговатой формы очень большой пузырь воздуха. Создавалось впечатление, что подлодка продувает цистерны, чтобы подняться на поверхность, так как уже целых 40 часов она находилась под водой и за 10 минут боя не успела зарядить батареи и баллоны с воздухом. После минимального подъема, который удался подлодке, сильное течение отнесло ее на 4-5 гм на запад. Там она еще много раз пыталась продуть воздухом цистерны. В эти разы подняться лодке почти не удавалось, так как ее положение изменялось очень незначительно. То, что на поверхности воды появлялось много воздушных пузырей, объясняется тем, что лодка получила много попаданий 7,5-см снарядов в накладные и балластные цистерны. Продолжавшимся воздействием ГБ эффект был только усилен. Таким образом, можно считать подлодку полностью уничтоженной, так как она была не в состоянии подниматься на поверхность. Место гибели было обозначено красным фарватерным буем. В 05.20 F.188 провела заход с бомбометанием. На место гибели была сброшена 1 WBF. После этого было замечено лишь небольшое количество пузырей воздуха, и постоянный поток поднимающегося масла F.188 провела еще 3 бомбовых захода, каждый с 1 WBF, после которых не наблюдалось ничего особенного, кроме постоянного подъема масла. Подлодка была измерена с хорошей точностью.

            Как указано в справочнике Вейера для военных флотов за 1941/42 гг., это совершенно явно лодка типа «Якобинец», см. стр. 368 и 376. В 14.00 сторожевая группа была сменена и пошла в базу.

 

Общий расход ГБ

F.188 – 12 WBF

F.189 – 9 WBF

F.191 – 10 WBF

 

Расход боеприпасов в бою с подлодкой:

F.188 – 14 снарядов 7,5-см   145 снарядов 2-см

F.189 – 13 снарядов 7,5-см   180 снарядов 2-см

F.191 – 2 снаряда 7,5-см   12 снарядов 2-см

 

Расход боеприпасов во время воздушного налета:

F.188 – 235 снарядов 2-см

F.189 – 156 снарядов 2-см

F.191 – 82 снаряда 2-см

 

Подпись

Лейтенант ц.З. и командир группы


Подводные лодки