Балтийский Варяг

«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель - сдаче врагам трудящихся»

Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.

Подводная лодка Щ-406

Щ-406 Подводная лодка "Щ-406". Ленинград, апрель 1943г.


Подводная лодка «Щ-406» была спущена на воду в 1939 г., а в 1941-м вошла в состав Балтийского флота. Войну встретила под командованием капитан-лейтенанта В.В.Максимова. В первый боевой поход вышла в июле 1941 г.

Самой удачной для субмарины стала кампания 1942 г., когда ПЛ командовал Е.Я.Осипов. Во время похода, длившегося с конца июня по начало августа, по подсчетам советского командования, «Щ-406» уничтожила пять судов противника. За героизм и мужество Е.Я.Осипову присвоили звание Героя Советского Союза, а сама подлодка стала Краснознаменной. В октябре-ноябре субмарина в течение второго за кампанию 1942 г. похода потопила еще два грузовых судна.

29 мая 1943 г. «Щ-406» с эскортом тральщиков и сторожевых катеров вышла с базы на острове Лавенсаари и благополучно прибыла в точку погружения. Больше известий от нее не поступало. Есть предположение, что лодка погибла, напоровшись на мины при форсировании Гогландского рубежа. На ее борту находилось 40 человек.

2 мая 2017 года при проведении экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при сканировании морского дна гидролокатором бокового обзора «Неман», предоставленным НИИП им.Тихомирова, севернее острова Большой Тютерс, в точке с координатами: 59 52,95’/27 10,90’, был обнаружен остов подводной лодки, по своим размерам похожей на советскую подводную лодку типа «Щ». Дальнейшее обследование показало, что это «Щ-406».

Исходя из осмотра остова подводной лодки Щ-406, можно сделать следующие выводы: Форсируя минное поле «Зееигель» утром 29 мая 1943 года, Щ-406 зацепила правым носовым горизонтальным рулём минреп немецкой противолодочной мины UMA. Мина, подтянутая движением лодки, коснулась борта и взорвалась. После подрыва на мине часть экипажа осталась жива в центральном и кормовых отсеках и, вероятно, кто-то из выживших смог провести эвакуацию через рубочный люк. Об этом свидетельствует открытый верхний рубочный люк и данные из финского архива о том, что 6 июня 1943 на острове Ристисаари, рядом с Коткой, было обнаружено тело советского подводника в спасательном снаряжении. Попытка выхода подводников из кормового аварийного люка, вероятно, не удалась. Люк приоткрыт лишь на несколько сантиметров.

Фотографии

Подводные лодки