Балтийский Варяг

«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель - сдаче врагам трудящихся»

Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.

Публикации в СМИ

← Все публикации
20.02.2016 Года
Балтийский «Варяг»: в петербургской школе №504 после реконструкции открылся музей памяти советской подлодки

Оксана Григорьева

Информационное агентство «Невские новости»

Экипаж подводной лодки «Щ-408» во время Великой Отечественной войны повторил подвиг легендарного крейсера «Варяг». После неравного боя с противником, моряки предпочли погибнуть, но не сдаться врагам.

Сегодня, 20 февраля, в 12.00 в школе №504 Кировского района состоялось открытие после реконструкции мемориального зала, который посвящен подвигу экипажа подлодки «Щ-408» и ее командира – Павла Семеновича Кузьмина.

Это мероприятие было приурочено к празднованию Дня защитника Отечества.

На торжественной церемонии присутствовал Курдин Игорь Кириллович – советник губернатора Санкт-Петербурга, председатель клуба моряков-подводников.

Кроме этого, гостями церемонии были как родственники членов экипажа субмарины, так и те, кто продолжает работу по увековечиванию памяти героев-балтийцев во время Великой Отечественной войны.

Собственно говоря, по словам самих создателей экспозиции – выпускников школы 1985 года - этот мемориал еще не носит официального названия «музей», так как еще не пройдены необходимые для этого процедуры. Тем не менее, мемориал растет и расширяется. В школьной рекреации, где располагается музей, был проведен ремонт, появились новые витрины и мультимедийное оборудование.

Если раньше мемориал ограничивался стендом с изображение подлодки и предметами быта военных моряков, то сейчас добавились еще три экспозиции.
Первая посвящена экипажу «щуки» - фотографии экипажа и награды.

Вторая экспозиция рассказывает о военной кампании 1943 года, во время которой подлодки пытались найти проход в Балтийское море из Финского залива. Из пяти субмарин уцелела только одна.

Третья – самая лиричная. Она посвящена командиру Павлу Кузьмину и его семье. Здесь можно увидеть его вещи, фотографию, снимок его жены с сыном, которую Мария Кузьмина отправила мужу, и которая так и дошла до адресата. Карточку вернули жене вместе с похоронкой.

Кроме этого, под настенными витринами расположены плоскостные стенды, на которых размещены различные документы, дополняющие историю балтийского «Варяга».

Документов и фактов о субмарине «Щ-408» так много, что все на стендах уместиться не могло. Все желающие могут ознакомиться с дополнительной информацией с помощью мультимедийного оборудования – сенсорного экрана, на котором выводится все данные о подвиге балтийских моряков.

Разрабатывала мультимедийное наполнение компания Museum Art Technology (MUSARTTEC). На ее счету такие проекты, как «Американский кабинет Иосифа Бродского»в музее Анны Ахматовой, Мемориальная квартира Анны Ахматовой, «Человек и власть в России XIX–XXI столетиях» и другие. Кроме Петербурга, MUSARTTEC работал в Москве, Калининграде, Салехарде и Архангельске.

Корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ удалось побеседовать с руководителем Инновационной художественной мастерской MUSARTTEC Владимиром Быстровым.


Когда появилась компания MUSARTTEC?

В 2003 году, в числе других художников, мне предложили поработать над созданием Музея-квартиры Иосифа Бродского в доме Мурузи. Проект этот, к сожалению, до сих пор не завершен. Как говорят в таких случаях – по независящим от нас причинам. А в мае 2005 года в Музее Анны Ахматовой открылась экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского», автором которой я стал.

В общем, можно считать, что нашей мастерской уже 10 лет. Хотя нынешняя команда сформировалась в 2008 году, когда мы начали работать над масштабной экспозицией «Человек и власть в истории России в XIX-XXI столетиях» в Государственном музее политической истории.

Создание любой экспозиции – сложная, многосоставная задача сродни съемкам фильма или постановке спектакля в театре. Поэтому в нашу команду, помимо художника, сценариста, технолога, входят архитекторы, специалисты по музейному оборудованию, графические и веб-дизайнеры, программисты и т.д. – вплоть до монтировщиков, которые собирают, монтируют оборудование и экспонаты.

Вы работали уже со многими музеями, как в Петербурге, так и в Москве. На ваш взгляд, где мультимедийные технологии наиболее востребованы?

Практически ни одна экспозиция в современных музеях не обходится без средств мультимедиа. Другой вопрос, насколько всевозможные сенсорные экраны, видеопроекции, звук и др. сочетаются с экспонатами и главное – с общей тематикой экспозиции, с тем, что, собственно, музей хочет сказать зрителю.

У нас были интересные проекты и в Петербурге, и в Москве, и в других городах. Пожалуй, петербургские музейщики чуть более консервативны. Хотя, тот же Музей политистории за экспозицию «Человек и власть» получил сразу две главные награды профессиональной премии «Музейный Олимп»: «лучший музей» и «лучшая экспозиция».

Сколько времени уходит на разработку одного проекта?

Тут опять-таки все зависит от множества причин – размеров экспозиционного пространства, сложности тематики, насыщенности экспонатами и средствами мультимедиа, к которым надо создавать программное обеспечение и контент, наконец, от финансирования. Иногда мы начинаем проект, когда здание еще не построено, или коллекция вновь создаваемого музея еще не собрана. В общем, работа над небольшой, но качественной, научно и художественно выверенной экспозицией занимает несколько месяцев. (Не забывайте, речь идет о музее, тут все должно быть не только художественно, но и научно обосновано!) А самый длинный наш «марафон» длился четыре года.

Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах. В каких городах еще появятся мультимедийные музеи?

Начну немного издалека. Музей – очень консервативная организация. И это правильно, поскольку музей – не просто хранилище вещей, это хранилище нашей памяти. Музеи меняются медленно, но – меняются. Хотя бы уже потому, что меняется сам способ сохранения памяти. Сравните, например, традиционный семейный альбом и «облако», блог или сайт, где выложены те же самые фотографии, только в отсканированном виде.

Мультимедийность, как мы ее понимаем, – не просто насыщение экспозиции электронными средствами коммуникации. Мультимедийность – гораздо более широкое понятие. Это использование разных языков, которые известны и понятны зрителю: языка фотографии, кино, радио, телевидения, языка инфографики, компьютерных программ, интернет-сайтов, языка архитектуры, интерьерного и мебельного дизайна и т.д. и т.п.

Причем, сами медиа зачастую становятся экспонатами. В Музее политической истории, к примеру, у нас звучат голоса Толстого и Левитана, звук шагов почетного караула, идущего к Мавзолею Ленина, используются кадры документального кино... Мы рассматриваем их именно как экспонаты, а не просто как звуковое или видео-сопровождение. Современная экспозиция – своего рода синтетический театр, где самые разные средства работают на общую цель, а зритель словно бы оказывается на сцене и становится главным героем постановки.

Музей в сегодняшнем виртуальном мире приобретает все большее значение – как место подлинности, место, где находятся реальные вещи, оригиналы, а не копии. Это неоспоримое преимущество музея перед другими культурными институциями. И все больше музеев это понимает.

Сейчас наиболее крупные наши проекты – в Москве, но регулярно появляются заказы из самых неожиданных мест. К примеру, мы делали мультимедийную экспозицию, посвященную годам ссылки Иосифа Бродского, в поселке Коноша Архангельской области. Или вот эта экспозиция. Просто школьный музей. Но создатели его с самого начала хотели, чтобы он был понятен и близок сегодняшним школьникам. Отсюда – и дизайн, и интерактив, и мультимедийность. Это не просто дань времени, это попытка превратить музей в увлекательное путешествие, приключение, которое не только обогащает знаниями, но что-то меняет в зрителе, делает его другим.


Весной 1943 года выход из Балтийского моря был полностью перекрыт финнами и немцами, которые были на тот момент практически полными хозяевами Балтики. Для того, чтобы отыскать путь в Балтийское море, в путь отправились две подлодки типа «щука»: «Щ-303» и «Щ-408».

Не дождавшись радиограммы от шедшей первой «Щ-303», по маршруту отправилась «Щ-408».

При пересечении заграждений 19 мая субмарина была обстреляна немецким самолетом. Была повреждена топливная цистерна, что и сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе подводной лодки. Финская противолодочная оборона смогла выследить «Щ-408» по масляному следу, который оставался на водной поверхности.

22 мая субмарина поднялась к поверхности для зарядки аккумуляторной батареи в районе острова Вайндло. При приближении финских кораблей командир подлодки отдал приказ об экстренном погружении. После бомбежки лодка получила серьезные повреждения, к тому же на судне не было электричества и к концу подходили запасы воздуха. Капитан Кузьмин решил всплыть на поверхность. Экипаж имел возможность сдаться, но предпочел дать последний бой противнику. В результате двухчасовой артиллерийской перестрелки два из четырех финских катеров было потоплено.

Бой был закончен, когда субмарина получила серьезные повреждения и затонула. Противники несколько дней бомбили этот район, пока утром 24 мая финнами на поверхности воды не был зафиксирован выброс большого количества масла, пузыри и мусор.

25 мая финны сочли лодку ликвидированной и сняли наблюдение.