Место гибели «Щ-408».

Немецкая быстроходная десантная баржа.

Финский моряк слушает звуки, издаваемые ПЛ.

Загрузка бомбы в бомбомет.

Взрыв глубинной бомбы.

Пузыри воздуха на воде.

Минный заградитель «Руотсинсалми».

Финский сторожевой катер.

Буй на месте гибели лодки.

Экипаж финского корабля получает благодарность.

Дайверы осматривают ПЛ «Щ-408».

Молебен на месте гибели «Щ-408».

Последний поход


7 мая 1943 г. В ночь с 7 на 8 мая «Щ-408» с эскортом тральщиков вышла из Кронштадта в боевой поход. Перед ней была поставлена задача – разведать минно-сетевые заграждения немцев и, форсировав Нарген-Порккалаудский рубеж, отыскать проход из Финского залива в Балтийское море и действовать на коммуникациях противника.
8 мая 1943 г. Подводная лодка – у Шепелевского маяка, расположенного на полуострове Каравалдай.
10 мая 1943 г. «Щ-408» перешла к базе на острове Лавенсаари.
18 мая 1943 г. К этому дню «Щ-303» под командованием капитана 3-го ранга И.В.Травкина, которая первой вышла к заграждениям, была обнаружена противником и легла на дно. Не получив сообщений от Травкина, командование Балтийского флота посчитало, что лодка погибла, и отдало приказ П.С.Кузьмину следовать заданным маршрутом и форсировать рубеж в районе острова Большой Тютерс.
19 мая 1943 г. В ночь на 19 мая эскорт военных кораблей сопроводил субмарину к месту погружения западнее острова Лавенсаари.
21 мая 1943 г. «Щ-408» обнаружили самолеты противника. Возможно, от близкого разрыва мины при форсировании Гогландского рубежа дала течь топливная цистерна, и на поверхности моря появился масляный след. К месту обнаружения ПЛ прибыли немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ) и начали бомбардировку.
22 мая 1943 г. Утром лодка поднялась к поверхности и дала радиограмму: «Мое место [остров] Вайндло, имею незначительные повреждения в результате атаки сил ПЛО противника. Прошу выслать авиацию для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи».
Субмарину обнаружили немецкие БДБ, и «Щ-408» приняла бой. В результате десятиминутной артиллеристской дуэли лодке удалось повредить две баржи. Сама она также получила серьезные повреждения в носовой части и ушла под воду.
Вылетевшие с Лавенсаари советские самолеты вынуждены были вступить в бой с немецкими истребителями и помочь ПЛ не смогли.
Финский минный заградитель «Риилахти» и немецкие БДБ сбросили глубинные бомбы в месте погружения лодки.
23 мая 1943 г. Группа кораблей противника была усилена минным заградителем «Руотсинсалми». В 10.53 командир корабля записал в бортовом журнале: «Риилахти» сообщил об обнаружении шума прямо по курсу и выставил буй для обозначения позиции подводной лодки».
Еще одна запись в 12.05: «Бомбардировка не дала видимого результата. На месте, как и ранее, время от времени всплывало небольшое пятно солярки, звук пеленга оставался прежним. Пеленгатор обнаруживал непрерывный понижающийся и повышающийся шум».
Бомбардировка продолжилась до вечера.
24 мая 1943 г. Запись в судовом журнале «Руотсинсалми»: «2.30. Шум подводной лодки в пеленгаторе усилился, на поверхность поднимаются обильные пузыри воздуха. Вероятно, лодка пыталась двигаться или подняться с поврежденными балластными отсеками».
Оба минных заградителя и финский катер VMV6 сбросили несколько глубинных бомб.
Новые записи в журнале: «10.10. Шум подводной лодки полностью прекратился. 10.30. Замечено всплытие на поверхность очень большого количества желто-коричневого масла (с примесью солидола). Пятно растянулось по ветру примерно на 1 километр в длину и на 100 м в ширину».
В 17.02 командир «Руотсинсалми» отправил в штаб донесение: «Шум подводной лодки больше не слышен».
25 мая 1943 г. Из судового журнала «Руотсинсалми»: «3.20. Обнаружен обильный подъем масляных и воздушных пузырей с места затопления подводной лодки. 3.39. Сбросили с кормы 2 бомбы, на глубины 60 и 80 м. 5.58. Закончили прослушивание подлодки и убыли обратным курсом на гавань Кунгсхамн».
20 августа 1943 г. Командир Балтфлота адмирал В.Ф.Трибуц доложил Наркому ВМФ: «Срок автономности ПЛ «Щ-408» истек 31-го июля 1943 г., но подлодка в базу не возвратилась. Считаю, что ПЛ «Щ-408» погибла».
30 сентября 1943 г. Члены личного состава «Щ-408», погибшие при выполнении боевого задания, исключены из списков личного состава КБФ.

Выводы, сделанные экспедицией «Мое место Вайндло» по итогам анализа документов и обследования затонувшей субмарины 1-3 мая 2016 г.:
1. Всплывая на поверхность ночью 22 мая, командир Щ-408 знал, что вокруг находятся корабли противника и даже имел возможность осмотреть их.
2. Судя по количеству артиллерийских боеприпасов, поднятых на верхнюю палубу, а также поднятому на мостик ППШ, была задача любой ценой продержаться на поверхности моря столько времени, сколько понадобится для передачи радиограмм.
3. Судя по количеству пробоин в районе рубки и орудийных площадок, многие из членов экипажа лодки погибли на верхней палубе в артиллерийском бою.
4. Судя по брошенному на мостике ППШ в районе большой снарядной пробоины, командир лодки Павел Кузьмин, вероятно, погиб в ходе артиллерийского боя.
5. После своего последнего погружения 22 мая и в период до 25 мая, когда по финским отчетам престали прослушиваться звуки со дна, оставшийся в живых экипаж подводной лодки продолжал бороться за жизнь и как минимум один раз предпринял попытку поднять лодку со дна.
6. Подводникам удалось оторвать от грунта корму лодки, но, вероятно, количество пробоин в балластных цистернах и кончающийся запас воздуха высокого давления не позволили поднять Щ-408 на поверхность.
7. Повреждения, полученные Щ-408 от глубинных бомб финских кораблей, незначительны и не являются критичными. Основные повреждения лодки были получены в артиллерийском бою с немецкими кораблями.
8. То, что все три люка, через которые возможно было покинуть затонувшую субмарину, не имеют видимых повреждений, но при этом закрыты, говорит о том, что подводники приняли осознанное решение врагу не сдаваться. Присутствие кораблей противника экипаж лодки осознавал по шумам винтов над головой и периодически сбрасываемым глубинным бомбам.

См. отчет полностью