Подводная лодка «Щ-303».
Предположительно 1942 г.


Командир «Щ-303» И.В.Травкин.
1942-1943 гг.


Вручение экипажу «Щ-303»
гвардейского знамени.
01.03.1943.


На центральном посту «Щ-303».
Кронштадт, осень 1942 г.


Командный состав «Щ-303».
Кронштадт, сентябрь 1942 г.


«Щ-303» – одна из самых легендарных лодок Балтийского флота времен Великой Отечественной войны. Вступила в строй в 1933 г. Первым командиром субмарины стал А.В.Витковский, а в 1940-м на эту должность был назначен И.В.Травкин.
В 1938-1939 гг. командиром БЧ-I на «Щ-303» служил П.С.Кузьмин.
В кампании 1941 г. субмарина не участвовала – стояла в ремонтных доках. В первый боевой поход вышла в июле 1942-го. Затем был еще один поход, в октябре-ноябре. По итогам года, за успешные атаки на немецкие транспорты и корабли охранения, экипаж ПЛ был удостоен звания гвардейского.
Военную кампанию 1943 г. «Щ-303» начала первой. Она вышла из Кронштадта 6 мая, преодолела Гогландский рубеж, добралась до Нарген-Порккалаудского заграждения, но преодолеть его не смогла и несколько раз ложилась на дно из-за близости кораблей противника.
В условиях светлых ночей лодке долго не удавалось подняться на поверхность, чтобы отправить донесение в штаб и зарядить аккумуляторы. Из-за необходимости экономить электроэнергию камбуз почти перестал работать, подводники остались без горячей пищи и чая. Патроны регенерации воздуха практически закончились, и экипаж страдал от удушья.
21 мая (в тот же день, когда противник обнаружил «Щ-408») старшина трюмных машинистов Борис Галкин попытался сдать лодку врагу. Оставшись один на центральном посту, он задраил переборочные двери, а затем подал в цистерны воздух высокого давления. Субмарина быстро всплыла. Галкин выбрался на палубу и начал размахивать наволочкой, как белым флагом. К счастью, двери удалось отдраить, и Травкин скомандовал срочное погружение.
Галкин выжил, его подобрали из воды противолодочные катера. И тут же начали сбрасывать бомбы. Лишь чудом подводной лодке удалось спастись. Она была повреждена, но сохранила плавучесть.
В течение нескольких суток экипаж проводил ремонт и постепенно восстанавливал энергозапас, но о форсировании Нарген-Порккалаудского рубежа уже не могло быть и речи. «Щ-303» вернулась к острову Лавенсаари, а затем – в Кронштадт. Больше в 1943 г. она в море не выходила.
В сентябре 1945-го «Щ-303» была выведена из боевого состава флота. До 1954 г. служила в качестве учебной подлодки.