СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
14 августа 1943 г.

ВОЕННОМУ СОВЕТУ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Ознакомившись с представленным Вами докладом «О выполнении задач и плане мероприятий КБФ на ближайший период», отмечаю следующие недостатки КБФ за истекший период и в плане действий на ближайший период, – приказываю их изжить:

I. По выполнению задач за истекший период

1) Организация поддержки ДОЗК имела тот недостаток, что ДОЗК не имели специально организованной и систематически проводимой авиационной поддержки, главным образом не истребительного прикрытия, а групп штурмовой авиации, способной наносить сильные удары по кораблям противника при их столкновении с нашими ДОЗК.
Всего за истекший период было более 10 случаев столкновения наших ДОЗК с кораблями противника и ни в одном случае ДОЗК авиацией поддержаны не были. Об этом указывалось в директиве НГМШ №13105сс от 10.07.43 г.

2) К недостаткам организации ППМН и траления следует отнести значительное количество обнаруженных плавающих мин, которые терялись и были не расстреляны.
Так, например, за период с 15.05 по 15.06 было обнаружено плавающих мин 32, а из них расстреляно 8, то есть только 23%.

3) По действиям ПЛ ПЛ следует отметить следующие недостатки:
а) В докладе казано, что развертывание подлодок 1-го эшелона было начато строго по плану. Это не совсем так, тем более, что о выполнении этого развертывания судить по переходу из Кронштадта нельзя. Фактически из состава 1-го эшелона в море были выведены только 3 ПЛ: «Щ-303», «Щ-408» и «Щ-406» вместо 7 по плану.
Планом предусматривалось развертывание (т.е. выход в Балтийское море, а не переход из Кронштадта на Лавенсаари) ПЛ 1-го эшелона закончить полностью к 24.05. Фактически к этому времени с о. Лавенсаари были выведены:
«Щ-303» – 11.05
«Щ-408» – 18.05
«Щ-406» – 28.05
Таким образом, фактически только 1 ПЛ «Щ-303» выведена в срок и имела время для форсирования Финского залива, а остальные две с запозданием.
В целом же темного времени для вывода остальных 4-х ПЛ ПЛ не было, и их выход не состоялся.
б) При организации выхода ПЛ 1-го эшелона подлодки «М-102» и «М-96» не использовались совершенно и первый выход ПЛ «М-96» состоялся только 19.07.
в) Указание в докладе на то, что боевой опыт «Щ-303» показал, что белые ночи при наличии мощной системы ПЛО делают почти невозможным форсирование Финского залива, является необъективным, ибо и до похода «Щ-303» это было известно. По существу именно из этого и исходил план выхода ПЛ ПЛ 1-го эшелона, рассчитанный на форсирование Финского залива до наступления светлых ночей и возвращение с наступлением темных ночей.
г) В конечном счете:
1) с развертыванием ПЛ ПЛ 1-го эшелона запоздали;
2) ПЛ «Щ-303» не сумела форсировать залив не потому, что ее застали белые ночи (она вышла 11.05, когда были еще темные ночи), а потому, что ПЛ плохо была подготовлена к походу, а сам командир не учел наличие сетей у о. Нарген, о чем ему было известно;
3) после выхода «Щ-406» 28.05 до наступления периода светлых ночей ни одной ПЛ вывести не сумели;
4) при организации форсирования лодками 1-го эшелона сила ПЛО и минная опасность были безусловно переоценены, о чем свидетельствует поход «Щ-303».

4) Действия надводных сил:
а) Использование ТКА для действий против ДОЗК и коммуникаций противника в восточной части Финского залива явно неудовлетворительно. Из 180 катеровыходов для активного поиска было сделано только 12 катеровыходов, т.е. менее 8%. За три месяца летней кампании ТКА не утопили ни одного корабля.
б) Выполнение активных минных постановок страдает существенными недостатками: неконтактные мины в комбинации с контактными не используются, отсутствие точных разведданных о системе действующих ФВК противника приводит к тому, что мины ставятся на навигационных фарватерах по картам. Все это значительно снижает эффективность наших активных минных постановок.
в) Проведенные торпедными катерами 4 активных поиска были безуспешны потому, что состав поисковых групп (только одни ТКА) не отвечал вероятному составу сил противника, которые могли быть встречены. Т.н. одна из групп встретила СКА противника, которые в арт. вооружении были сильнее ТКА.

5) Действия ВВС:
а) Продолжает иметь место использование самолетов «ИЛ-4» не по назначению (удары по мостам, по аэродромам и т.д.). Крейсерские полеты торпедоносцев стали более частыми, но в систему не вошли и продолжают быть эпизодическими.
б) По-прежнему отсутствует массированное использование самолетов «ИЛ-2» и «ПЕ-2» по ПЛО, ДОЗК и коммуникациям противника. Если при поддержке частей 67 Армии самолеты «ИЛ-2» использовались группами по 35-60 самолетов, а «ПЕ-2» до 15-20, то при действии на море ударные группы не превышали 6-8 самолетов, повторные удары по атакуемым кораблям, часто и поврежденным, не выполнялись. Командование ВВС до сих пор не может понять, что лучше добить 1 поврежденный корабль, чем повредить еще 1.
в) Продолжают иметь место случаи, когда вылетающие ударные группы цели не находят.
г) Тактическое взаимодействие с надводными кораблями (МО и ТКА) отсутствует.

6) Разведка:
а) Авиаразведка Ладожского озера продолжает оставаться эпизодической с перерывами на 4-5 дней. До сих пор не получена полная картина состава и состояния корабельных сил на озере.
б) Слабым местом разведки является отсутствие данных, характеризующих систему ФВК на Финском заливе, особенно в районах наших активных минных постановок.
в) Отмечается чрезмерное увлечение выполнением задач разведки сухопутного фронта и побережья, в ущерб решения чисто морских задач. Т.н. ни одна предусмотренная планом диверсионно-разведывательная операция на море выполнена не была.
Таковы существенные недостатки в боевой деятельности КБФ, о которых в докладе ничего не сказано.

II. По плану мероприятий не ближайший период:
1. При выполнении активных поисковых операций планируемый состав групп ТКА «Д-3» или «Г-5» необходимо усилить либо БКА, либо СКА МО, в противном случае ТКА, встретив СКА СКА противника, будут всегда слабее их.
2. При выполнении диверсионно-разведывательных операций (в частности в Пайпию) целесообразно заблаговременную арт. и авиаподготовку исключить и действовать на принципе внезапности.
3. Необходимо категорически запретить использовать торпедоносцы не по назначению. Необходимо торпедоносную авиацию использовать так (рассчитать напряжение), чтобы ежедневно (по условиям погоды) в крейсерство вылетали не менее 2-х самолетов, причем районы их поиска необходимо менять.
4. Необходимо подготовить десантные операции по захвату о. Б. Тютерс и Гогланд, дабы нарушить созданную систему ПЛО Гогландского рубежа, что во много раз облегчит выход наших ПЛ ПЛ в море.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ