Карта Финского залива

Памятник морякам-подводникам в Кронштадте.

Памятник морякам-подводникам в Кронштадте.

Подводная война на Балтике


К началу Великой Отечественной войны у Краснознаменного Балтийского флота было 69 подводных лодок, включая учебные, находящиеся на капитальном ремонте и не прошедшие всех необходимых испытаний. При этом лишь несколько экипажей считались полностью подготовленными к ведению боевых действий.
Субмарины попали в тяжелейшее положение. Фронт стремительно продвигался на восток, и, выходя в море, подводники часто не знали, смогут ли вернуться на ту же самую базу. Ситуация осложнялась еще и тем, что в первые же дни войны немецкая авиация сбросила в Балтийское море и Финский залив сотни мин.
И все-таки подлодки сильно досаждали транспортным конвоям неприятеля. По данным советского командования, они потопили не менее 16 судов. Самой известной по итогам первого года войны стала «Щ-323» (на этой лодке служил будущий политрук «Щ-408» А.Ф.Круглов). Экипажу субмарины был присвоен орден Красного Знамени.
К весне 1942 г. в Финском заливе немцы выстроили два основных противолодочных рубежа: Гогландский («Зееигель») и Нарген-Порккалаудский («Насхорн»). Первый – между островами Гогланд и Большой Тютерс и далее к побережью, второй – в самом узком месте залива – между полуостровом Порккала-Удд и островом Нарген.
Историки считают, что к тому времени в Финском заливе было установлено порядка двадцати тысяч мин. Акваторию патрулировали более сотни немецких и финских кораблей и катеров. На островах располагались посты наблюдения, радиопеленгаторные и гидроакустические станции.
Однако и советские подводники набрались опыта, научились преодолевать заграждения, выходить в Балтийское море и топить транспорты противника. Особенно болезненной для немцев была потеря судов, перевозивших железную руду из Швеции, лес и целлюлозу из Финляндии.
По официальным данным, в 1942 г. субмарины КБФ потопили торпедами 34 транспортных судна и 1 корабль. Современные историки скромнее оценивают результаты кампании, но все равно речь идет, как минимум, о 15 потопленных судах.
Командование высоко оценило действия подводников. «Щ-320» и «Щ-406» были награждены орденом Красного Знамени, гвардейскими стали «Щ-303», «Щ-309» и «Л-3».
Но весной 1943 г. ситуация изменилась. Хотя к тому времени советские войска уже прорвали блокаду Ленинграда, однако немцы и финны господствовали в воздухе и на воде. Помимо тысяч новых мин, они установили на Нарген-Порккалаудском рубеже боновые сети из стали, полностью перегородив выход из Финского залива в Балтику.
О том, насколько сложной была обстановка, говорит гибель «Щ-323». При переходе из Ленинграда в Кронштадт в условиях плохой видимости субмарина отклонилась от протраленного фарватера на полмили и подорвалась на мине. Погибла большая часть экипажа, включая командира корабля.
Лодки первого эшелона были готовы к выходу в море уже в апреле, но поход пришлось отложить, поскольку немецкая авиация участила налеты на Кронштадт и сбросила магнитные мины в районе фарватера. «Щ-303» смогла выйти с базы только в ночь на 7 мая. Следующей ночью к острову Лавенсаари отправилась «Щ-408».
Подлодке командира В.И.Травкина удалось преодолеть Гогландский рубеж и добраться до Нарген-Порккалаудского заграждения, но пробиться через сети субмарина на смогла. Ее долго преследовали корабли противолодочной обороны, не давая всплыть на поверхность. В результате командование Балтфлота решило, что ПЛ погибла, и отправило в море «Щ-408».
Последняя радиограмма от лодки П.С.Кузьмина была получена 22 мая. 25 мая на Лавенсаари прибыли «Щ-406» и «С-12». Не дождавшись новых сообщений от «Щ-408», 29 мая в свой последний поход ушла ПЛ «Щ-406».
Изучив доклад И.В.Травкина, командование предприняло еще одну попытку прорыва. Первой вышла «С-12». 1 августа она передала радиограмму о том, что находится у острова Кери, и больше на связь не выходила.
Следом отправилась «С-9». Она попыталась торпедировать боновую сеть, но та устояла. 10 августа субмарина доложила обстановку и получила добро на возвращение на базу. По дороге домой «С-9» подорвалась на мине и погибла.
Потеряв четыре подлодки, командование КБФ прекратило попытки прорыва Нарген-Порккалаудского заграждения. Только в сентябре 1944 г., когда Финлядния разорвала союзнические отношения с гитлеровской Германией, советские субмарины вновь смогли выйти в Балтику.
По официальным данным, в 1944 г. подводные лодки КБФ потопили 35 транспортных судов, 2 боевых корабля и вспомогательное судно. В 1945-м жертвами балтийских подводников стали 24 транспорта и 10 кораблей.
Звания Героя Советского Союза были удостоены командиры подводных лодок С.Н.Богорад («Щ-310»), М.С.Калинин («Щ-307»), В.К.Коновалов («Л-3»), И.В.Травкин («К-52»). Орденами Красного Знамени награждены подлодки «Щ-307», «Щ-310», «Лембит», «С-13» и «К-52».
В 1990 г. звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено А.И.Маринеско («С-13»). В 1995-м также посмертно Героем России стал А.М.Матиясевич («Лембит»).
Подводной войне на Балтике посвящены десятки исторических исследований в нашей стране и за рубежом, но до сих пор многие события той войны остаются тайной.