Балтийский Варяг

«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель - сдаче врагам трудящихся»

Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.

Последний поход подводной лодки Щ-408

Место гибели Щ-408 Карта финского залива: 1 - место гибели "Щ-408"; 2 - остров Вайндло; 3 - остров Гогланд; 4 - остров Большой Тютерс; 5 - полуостров Порккала-Удд; 6 - остров Нарген (Найссар).


7 мая 1943 г. В ночь с 7 на 8 мая «Щ-408» с эскортом тральщиков вышла из Кронштадта в боевой поход. Перед ней была поставлена задача – прорваться в Балтийское море и действовать на коммуникациях противника в Норчёпингской бухте.

Утром 8 мая 1943 г. Подводная лодка – легла на грунт у Шепелевского маяка, расположенного на полуострове Каравалдай.

9 мая 1943 г. «Щ-408» перешла к базе на острове Лавенсаари.

18 мая 1943 г. Не получив сообщений от «Щ-303», командование Балтийского флота посчитало, что лодка погибла, и отдало приказ командиру «Щ-408» П.С.Кузьмину выйти в боевой поход.

19 мая 1943 г. В ночь на 19 мая эскорт сопроводил субмарину к месту погружения на Восточном Гогландском плесе.

21 мая 1943 г. «Щ-408» обнаружил самолет противника. Возможно, от близкого разрыва мины при форсировании Гогландского рубежа дала течь топливная цистерна, и на поверхности моря появился масляный след. К месту обнаружения ПЛ прибыли три немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ) и начали бомбардировку.

22 мая 1943 г. Утром лодка поднялась к поверхности и дала радиограмму: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место [остров] Вайндло».
Субмарину обнаружили стоявшие поблизости немецкие БДБ, и «Щ-408» приняла бой. В результате десятиминутной артиллеристской дуэли лодке удалось повредить одну из барж. Сама она также получила серьезные повреждения (по наблюдениям противника в нее попало четыре 75-мм и множество 20-мм снарядов) и ушла под воду.
Вылетевшие с Лавенсаари советские истребители атаковали баржи, но не смогли нанести им никакого ущерба. На обратном пути они были вынуждены вступить в бой с финскими истребителями и потеряли одну машину из десяти вылетавших.
Тем временем подошедший к месту боя финский минный заградитель «Риилахти» и немецкие БДБ продолжали бомбить легшую на грунт «Щ-408» в месте ее последнего погружения.

23 мая 1943 г. Группа кораблей противника была усилена минным заградителем «Руотсинсалми». В 10.53 командир корабля записал в бортовом журнале: «Риилахти» сообщил об обнаружении шума прямо по курсу и выставил буй для обозначения позиции подводной лодки».
Еще одна запись в 12.05: «Бомбардировка не дала видимого результата. На месте, как и ранее, время от времени всплывало небольшое пятно солярки, звук пеленга оставался прежним. Пеленгатор обнаруживал непрерывный понижающийся и повышающийся шум».
Бомбардировка продолжилась до вечера.

24 мая 1943 г. Запись в судовом журнале «Руотсинсалми»: «2.30. Шум подводной лодки в пеленгаторе усилился, на поверхность поднимаются обильные пузыри воздуха. Вероятно, лодка пыталась двигаться или подняться с поврежденными балластными отсеками».
Оба минных заградителя и финский катер VMV6 сбросили несколько глубинных бомб.
Новые записи в журнале: «10.10. Шум подводной лодки полностью прекратился. 10.30. Замечено всплытие на поверхность очень большого количества желто-коричневого масла (с примесью солидола). Пятно растянулось по ветру примерно на 1 километр в длину и на 100 м в ширину».
В 17.02 командир «Руотсинсалми» отправил в штаб донесение: «Шум подводной лодки больше не слышен».

25 мая 1943 г. Из судового журнала «Руотсинсалми»: «3.20. Обнаружен обильный подъем масляных и воздушных пузырей с места затопления подводной лодки. 3.39. Сбросили с кормы 2 бомбы, на глубины 60 и 80 м. 5.58. Закончили прослушивание подлодки и убыли обратным курсом на гавань Кунгсхамн». В этот же день получили приказ прекратить наблюдение за местом и немецкие БДБ, поскольку подлодка была признана уничтоженной.

20 августа 1943 г. Командир Балтфлота адмирал В.Ф.Трибуц доложил Наркому ВМФ: «Срок автономности ПЛ «Щ-408» истек 31-го июля 1943 г., но подлодка в базу не возвратилась. Считаю, что ПЛ «Щ-408» погибла».

30 сентября 1943 г. Члены личного состава «Щ-408», погибшие при выполнении боевого задания, исключены из списков личного состава КБФ.

Выводы, экспедиции «Мое место Вайндло»

по итогам анализа документов и обследования затонувшей субмарины 1-3 мая 2016 г.:
  1. Всплывая на поверхность ночью 22 мая, командир Щ-408 знал, что вокруг находятся корабли противника и даже имел возможность осмотреть их.
  2. Судя по количеству артиллерийских боеприпасов, поднятых на верхнюю палубу, а также поднятому на мостик ППШ, была задача любой ценой продержаться на поверхности моря столько времени, сколько понадобится для передачи радиограмм.
  3. Судя по количеству пробоин в районе рубки и орудийных площадок, многие из членов экипажа лодки погибли на верхней палубе в артиллерийском бою.
  4. Судя по брошенному на мостике ППШ в районе большой снарядной пробоины, командир лодки Павел Кузьмин, вероятно, погиб в ходе артиллерийского боя.
  5. После своего последнего погружения 22 мая и в период до 25 мая, когда по финским отчетам престали прослушиваться звуки со дна, оставшийся в живых экипаж подводной лодки продолжал бороться за жизнь и как минимум один раз предпринял попытку поднять лодку со дна.
  6. Подводникам удалось оторвать от грунта корму лодки, но, вероятно, количество пробоин в балластных цистернах и кончающийся запас воздуха высокого давления не позволили поднять Щ-408 на поверхность.
  7. Повреждения, полученные Щ-408 от глубинных бомб финских кораблей, незначительны и не являются критичными. Основные повреждения лодки были получены в артиллерийском бою с немецкими кораблями.
  8. То, что все три люка, через которые возможно было покинуть затонувшую субмарину, не имеют видимых повреждений, но при этом закрыты, говорит о том, что подводники приняли осознанное решение врагу не сдаваться. Присутствие кораблей противника экипаж лодки осознавал по шумам винтов над головой и периодически сбрасываемым глубинным бомбам.

Полный отчет

Фотографии

Карта Финского залива: 1.Место гибели "Щ-408"; 2.Остров Вайндло; 3.Остров Гогланд; 4.Остров Большой Тютерс; 5.Полуостров Порккала-Удд; 6.Остров Нарген (Найссар)

Дайверы осматривают лежащую на дне "Щ-408". 1-2.05.2016

Православный молебен на месте гибели "Щ-408" 3.05.2016

Немецкая быстроходная десантная баржа, которая принимала участие в потоплении подводной лодки. 23-24.05.1943 (Фото с сайта sa-suva.fi)

Финский моряк слушает звуки, издаваемые подводной лодкой. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Глубинную бомбу заряжают в бомбомет. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Глубинная бомба взорвалась. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Воздух вырывается из потопленной подводной лодки. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Минный заградитель "Руотсинсалми" на месте потопления подводной лодки. 23-24.05.1943 (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Финский сторожевой катер на полном ходу. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Буй на месте потопления подводной лодки. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Экипаж финского военного корабля получает благодарность за потопление подводной лодки. 23-24.05.1943. (Фото с сайта sa-kuva.fi)

Подводные лодки